Бизнес-план: алгоритм составления
Составлением бизнес-плана, как правило, компания решает сразу два вида задач – внутренние и внешние. Внутренние задачи – это необходимость обосновать и сформулировать цели и задачи компании, проанализировать ее состояние, сформировать программу развития компании с учетом реализации нового проекта. Бизнес-план предполагает комплексную оценку, начиная с перспективных компьютерных разработок и состояния материально-технической базы и заканчивая выстраиванием прогнозируемых финансовых потоков. Внешние задачи – это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования. И если решение внутренних задач без составления полноценного бизнес-плана еще возможно, то привлечь инвесторов в новый проект без разработанного бизнес-плана просто не удастся.
Даже опытному бизнесмену необходимо оценить собственные силы по реализации нового проекта. Прежде, чем браться за воплощение идеи в жизнь, нужно увидеть ее со всех сторон.
- Как выглядит потенциальный потребитель нового продукта?
- Кто предлагает подобную продукцию на рынке, на каких условиях?
- Какие маркетинговые инструменты используют конкуренты?
- Достаточно ли у предпринимателя ресурсов для запуска проекта или необходимо привлечь дополнительные ресурсы, найти новую производственную площадку?
- Какие организационно-правовые преграды могут встретиться на пути реализации проекта?
- Позволяет ли финансовое состояние компании реализовать проект собственными силами? Если нет, то какой объем средств необходимо привлечь и куда разумнее всего обратиться за дополнительным финансированием?
- Как быстро удастся запустить новый проект при удачном развитии событий?
- Получится ли минимизировать риски в процессе реализации нового проекта?
- Как будет развиваться компания, если на нее ляжет дополнительная «нагрузка» в виде нового проекта?
Что делать с полученными результатами?
Какой бы вопрос не возник у предпринимателя относительно реализации нового проекта, ответ на него должен содержаться в составленном бизнес-плане. Если ответа в документе не оказалось, значит, бизнес-план не доработан.
Бизнес-план – это инструмент не только реализации, но и предварительного анализа идеи в условиях того или иного сценария развития событий (базового, оптимистического, пессимистического). Глядя на полученные цифры, предприниматель должен решить, насколько перспективной оказалась возникшая у него идея, реально ли добиться ее финансирования извне, стоит ли продолжать разработку этого направления или оно нуждается в корректировке.